Человек-артист
«Человек-артист» - литературный вечер под таким названием, посвященный 90-летию со дня рождения Станислава Стефановича Лесневского (1930-2014), состоялся 5 октября 2020 г. в Малом зале Центрального дома литераторов. Вечер был организован Клубом книголюбов имени Е.И. Осетрова.
Ведущий, писатель Борис Романов, открывая встречу, отметил, что главной в жизни Лесневского-литературоведа была блоковская тема, а также деятельность по увековечению памяти поэтов Серебряного века в целом. «Без его участия не обходились первые литературные вечера, посвященные творчеству Николая Клюева, Николая Гумилева, Анны Ахматовой. Он ездил по всем литературным местам, связанным с жизнью этих поэтов. БезЛесневского нельзя представить себе какие-то вологодские или костромские сюжеты. И все это в его издательском деле позднее как-то отозвалось». Борис Романов добавил, что сделанное Станиславом Лесневским для истории русской литературы «останется навсегда, пока будет жить русский язык, русская поэзия».
Писатель Владимир Радзишевский поделился с собравшимися своими выводами, касающимися пометы, сделанной С. Лесневским в 1970-е годы на первой полосе номера «Литгазеты» от 24 ноября 1962 года (газета хранится в архиве блоковеда, в Культурном центре «Дом Лесневского»). В этом номере было напечатано антикультовое стихотворение Б. Слуцкого «Бог». В своей записи Лесневский рассказал о том, как ему в ту пору удалось добиться публикации стихотворения. Радзишевский отметил, что стихотворение «Бог», написанное в 1955 году, было напечатано впервые только спустя 7 лет: «…Нельзя было напечатать, хотя ХХ съезд уже прошел, в разгаре была первая оттепель. Думаю, если бы тогда стихотворение не появилось, то до второй оттепели уже точно не появилось бы». Радзишевский обратил внимание присутствующих на то, в какой благоприятный временной промежуток Лесневскому удалось напечатать «неудобное» стихотворение: «За 6 дней до публикации подписчикам стали рассылать ноябрьский номер «Нового мира» с рассказом А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». А уже спустя 6 дней, 1 декабря, Хрушев разгромил выставку современного искусства в Манеже». Писатель отметил, что благодаря помете, сделанной Лесневским, публикация стихотворения «Бог» видится нам сегодня не просто «литературным фактом», но воспринимается в контексте общественной жизни тех лет.
О преданности Станислава Лесневского поэзии А.Блока говорил на вечере поэт и переводчик Михаил Синельников: «Для меня мысль о Блоке неизбежно вызывает мысль о Лесневском. И я думаю, что это не только у меня. Он так много сделал для памяти Блока, и это продолжается уже без него. Он был очень отважный человек. Не только в общественной деятельности, не только в способности сказать дерзкое слово. Блок в известной анкете о творчестве Некрасова назвал этого поэта страстным человеком. И если бы я искал какой-то один эпитет для Лесневского, я ответил бы - он был страстный. Это дорогого стоит. Он весь был в горении, в своих страстях».
Литературовед Александр Парнис отметил, что издание произведенийА.Блока, выстроенное Станиславом Лесневским «неакадемично», по хронологическому принципу, очень интересно и важно для будущих исследователей. «Не все могут иметь прижизненные издания Блока, а Лесневский их публиковал», - сказал Парнис.
По словам блоковеда Евгении Ивановой, Станислав Лесневский стал первым, кто издал стихи Блока в хронологической последовательности: «Это именно академическая традиция. Во многих отношениях это совершенно уникальное издание. Там другой Блок, стихи мы видим в той последовательности, в какой они писались». Евгения Иванова добавила, что традиция издания поэтических сборников вместе с литературной критикой, которой следовал Лесневский-издатель – это традиция академической книжной серии «Литературные памятники». «Станислав Стефанович был всегда неким ферментом в любом деле, который дело сцепляет и помогает ему жить и развиваться. Ни один блоковский музей не был бы без него открыт», - сказала блоковед.
О роли С. Лесневского в работе по увековечению памяти Анны Ахматовой и Николая Гумилева на Тверской земле напомнила научный сотрудник отдела ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» Лидия Богданова. «В том, что сейчас есть музей в Градницах, что там память об Ахматовой и Гумилеве живет, мы обязаны Станиславу Стефановичу. В середине 80-х, когда эта тема еще была «запрещенной», он приехал в ахматовско-гумилевские места. Понял, что дом в Градницах надо спасать, что имя Ахматовой может здесь возродиться, зазвучать, и занялся этой работой». По инициативе С. Лесневского на Тверской земле с 1987 года проводятся Ахматовские праздники, добавила Л.Богданова.
Александр Станиславович Лесневский поделился своей точкой зрения о том, почему именно Александр Блок стал главным для Лесневского-литературоведа. «Но, не только Блок. В мемориальной Библиотеке, созданной в память отца его сестрой - Иреной Стефановной, очень много книг по истории России, о царской династии, книги по религии, по философии. Это огромный пласт, который присутствует в обрамлении Серебряного века. Еще не до конца понята эта эпоха мировых войн, эпоха создания теории относительности, Фрейда и много другого. Этот пласт, и в нем тайна гибели России, какой мы ее знаем до 1917 года, пытался осмыслить отец, -и мы все это видим в книгах, которые издавало издательство отца при поддержке его сестры Ирены Стефановны и при помощи Бориса Николаевича Романова. Благодаря этому и появилось собрание уникальнейших книг, которые, не побоюсь сказать, никогда никто не смог бы издать, кроме моего отца, и, конечно, не без помощи замечательных людей, которые его окружали. » Большое спасибо вам за память, которая живет, живет в слове, как неопалимая купина; не сгорает, не истлевает, оставляет след в наших сердцах. Эта память будет жить не только в Шахматове, не только в книгах, которые отец издавал, но и в том культурном наследии, которое он создал – и с вашей помощью. Спасибо вам большое за память, надеюсь, что 100-летие Станислава Стефановича встретим в том же составе».